Телефон доверия +7 (7172) 91 91 03
+7 (7172) 91 91 03 - Омбудсмен АО «Аграрная кредитная корпорация» Кошкимбаев Нияз Женисович (по вопросам касательно требований Кодекса и/или возникшим в ходе работы этическим вопросам, а также по разрешению трудовых споров, конфликтов, проблемных вопросов социально-трудового характера).
Электронный адрес: n.koshkimbayev@baiterek.gov.kz
Подать заявку
Install the application:
1) Open the website in Safari
2) Click save
3) Add to home screen
 Дневники Агроэкспедиции АКК, КХ "МАДИ"

Дневники Агроэкспедиции АКК, часть вторая

Молва о “сумасшедшем меде” казахстанского Алтая стала распространяться еще три столетия назад. Бежавшие на Бухтарму опальные староверы-кержаки рассказывали о земле Беловодье, где “реки текут молоком и медом”.



Крестьянское хозяйство «Мади» образовалось в 2014 году в селе Кундызды Катон-карагайского района. У Нуржана Кусаинова профильное образование, он окончил Саратовский сельскохозяйственный техникум по специальности «пчеловод». Закончив учебу, Нуржан не нашел работу по специальности и решил заняться животноводством. Но спустя 6 лет все же решил вернуться к своей профессии. В развал СССР районное пчеловодческое хозяйство разобрали пайщики, оставив Нуржану всего пять ульев. С них и начался путь пчеловода.

 В 2014 году Нуржан взял кредит на покупку 30 пчелиных семей среднерусской породы и решил заняться пчеловодством. Медоносные пчёлы среднерусской породы устойчивы к заболеваниям, кроме того, в отдельные зимы многие пчеловоды, работающие с этой породой, добиваются 100% сохранности пчелосемей. А зима в этом регионе длится 7 месяцев в году.



Хозяйство имеет две пасеки, одну в селе Кундызды, вторую в горах. С одного улья Нуржан получает от 20 до 30 килограммов меда. «Пчеловод 10 месяцев в году готовится к 50–60 дням медосбора, – говорит глава хозяйства. – Пчелам надо помогать, делать все вовремя, тогда они будут хорошо работать». В 90-е годы Казахстан экспортировал более 50 тысяч тонн меда в год. И был в 4 мировых лидеров. Сегодня производят лишь крохи от былых объемов. Катон-карагайские пасечники уверены, что вернуть былые позиции вполне реально, загвоздка только в сбыте продукции. Если увеличить количество пасек, экспорт меда можно довести до 5 миллионов тонн в год.

Как отличить хороший мед от фальшивого? На этот вопрос хозяин крестьянского хозяйства «Мади» отвечает: «Знаете, пчеловоды редко смешивают мед с сахаром, им это ни к чему. Все это дело рук перекупщиков. В наших краях мед исключительный, видите, какой воздух, вокруг никого, экологически чистый продукт».



Свою продукцию крестьянское хозяйство «Мади» продает на ежегодной ярмарке меда в Усть-Каменогорске. Восточный Казахстан поставляет 70% казахстанского меда, некоторые сорта Катон-карагайского меда считались когда-то лучшими по вкусовым качествам в СССР. В справочниках упоминается про 225 медоносов, которые цветут с мая по сентябрь. Условия, в которых живут горные цветы, намного жестче, чем в степной зоне. У горного растения короткий век. Чтобы выжить, он и цветет ярче, и аромат у него сильнее для привлечения опылителей. Все это придает катонскому меду неповторимую насыщенность и разнообразие вкуса. Кроме этого, у Нуржана сформировался список постоянных клиентов, который ценят и любят катон-карагайский целебный мед. «Постоянный мой клиент, любитель меда – это местный медведь, забирается на пасеку раз в сезон, разоряет пару ульев и уходит довольный, - добавляет напоследок Нуржан. – мы к нему привыкли, пусть угощается, не жалко».